АКСЕЛЕРАТОРЫ И КАТАЛИЗАТОРЫ
Тот,
кто работает со смолой, не может ждать
вечность, пока смола затвердеет сама
по себе. Чтобы она полностью полимеризовалась
("доварилась") , требуются еще два
дополнительных компонента. Первый
называется акселератором (или активатором,
что одно и то же), а второй катализатором
(иногда его называют "отвердителем").
Оба
компонента выступают в паре и способствуют
ускоренному отверждению смолы. Фактически
катализатор выступает тем источником
внутреннего теплообразования, за счет
которого и происходит отверждение, а
акселератор делает этот процесс возможным
при естественной температуре без
применения внешних источников тепла.
В результате процесса полимеризации
не образуется никаких побочных продуктов.
Именно соотношение этих двух ингредиентов
определяет ход отверждения (чаще говорят
про время желатинизации) и время,
необходимое для превращения смолы в
твердое состояние.
Катализаторы и
акселераторы являются веществами,
которые работают только в определенных
комбинациях, и несколько таких комбинаций
применяются с полиэфирными смолами.
Для большинства работ в судостроении
стандартным акселератором является
вещество, именуемое на техническом
языке нафтенатом кобальта (жидкость
пурпурного цвета), а в качестве катализатора
обычно выступает пероксид метил-этил-кетона.
Иногда можно услышать как кто-то называет
его "МЭК", что совершенно ошибочно.
МЭК (без буквы "П") - это метил-этил-кетон,
родственный ацетону растворитель и
катализатором он не является. Поэтому
грамотно будет называть его далее
МЭК-пероксидом.
Тепло , производимое
этими двумя веществами, когда они
смешиваются в смоле, является результатом
быстрого окисления , его скорость зависит
от количества и пропорций этих компонентов
(того и другого требуется совсем немного),
окружающей температуры на рабочем месте
и еще нескольких дополнительных факторов,
о которых мы будем говорить далее.
Катализатор в своем чистом виде слишком
взрывоопасен, поэтому он поставляется
в виде смеси с инертным растворителем
и перекисью водорода. Из-за того что у
разных производителей катализаторов
соотношения могут различаться,
характеристики отверждения также могут
быть различны. Поэтому, если вы поменяли
марку катализатора, сделайте пробу для
оценки времени отверждения и конечных
свойств смолы.
Было время, когда
полиэфирные смолы проступали в продажу,
не имея в своем составе акселератора
(т.е. были непредускоренными). Акселератор
должен был добавляться конечным
пользователем наряду с катализатором.
Однако иногда случались серьезные
инциденты - жестокая практика показала,
что когда нафтенат кобальта и МЭК-пероксид
встречаются одновременно, возможен их
взрыв с последующим пожаром . Это
происходит из-за бурного неуправляемого
выделения кислорода в ходе реакции
между двумя этими веществами.
Как
результат, производители сегодня обычно
вводят нафтенат кобальта (0.05-0.5% по весу)
в смолу еще на заводе (смола называется
предускоренной), а катализатор поставляется
отдельно и вводится конечным потребителем.
И хотя оба вещества по-прежнему можно
приобрести по отдельности, важно помнить
главное правило безопасности
:
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СМЕШИВАТЬ
НАФТЕНАТ КОБАЛЬТА И МЭК-ПЕРОКСИД
ОДНОВРЕМЕННО ! РЕЗУЛЬТАТОМ МОЖЕТ БЫТЬ
БУРНАЯ РЕАКЦИЯ, ПОЖАР И ВЗРЫВ .
При
введении катализатора в предускоренную
смолу происходит ее отверждение ,
вызванное тепловой реакцией. Скорость
реакции зависит от окружающей температуры
и количества катализатора, хотя на нее
могут иметь влияние и другие факторы.
К
примеру, высокая влажность обычно
тормозит отверждение, а низкая ускоряет.
При хранении катализаторы теряют свои
свойства , поэтому с несвежим катализатором
для достижения того же времени
желатинизации может потребоваться
большее его количество. Смола отверджается
быстрее, будучи в компактном объеме и
медленнее, будучи распределенной по
большой поверхности в форме тонкого
слоя (вы можете повысить время
жизнеспособности смолы, если воспользуетесь
неглубокой широкой посудой или кюветами
для краски вместо емкостей цилиндрической
формы). Другой способ продлить
жизнеспособность - во время перерывов
убирать смолу с введенным катализатором
в холодильник, поставить емкость на лед
или в ведро с холодной водой.
Среднее
количество вводимого катализатора
составляет 1-2% по весу, но вариации в
диапазоне от 0.5% до 5% не сильно повредят
конечному ламинату, при условии что
ваши обстоятельства того требуют.
Вероятно, лучше добавлять катализатор
немного выше нормы, чем ниже - по крайней
мере пока вы не освоитесь с предметом.
И хотя много написано на тему точности
дозировки катализатора, после накопления
некоторого опыта применительно к своим
условиям, вы сможете отмерять нужные
количества в основном "на глаз".
Несмотря
на то, что рабочая температура окружающего
воздуха должна быть +20 градусов и выше,
случаются ситуации , когда кому-то нужно
работать и в более прохладной обстановке.
Для ОЧЕНЬ холодных условий (применительно
к стеклопластику, это от +5 до +15 градусов)
может потребоваться приобретение
специальной низкотемпературной смолы
, либо добавка в нее большего количества
нафтената кобальта с катализатором.
Если смола не полимеризуется за несколько
часов, существует опасность того, что
ламинат впитает влагу и может сильно
потерять в прочности и других
физико-механических характеристиках.
При
температурах ниже +15 С всегда существует
опасность неполного отверждения, что
грозит серьезными последствиями. Если
не позаботиться о поддержании температуры
рабочего места, материалов и поверхности
матрицы (болвана) на уровне необходимых
+20 С и более, сроки полимеризации окажутся
нарушенными.
Для примера можно
сказать, что время желатинизации
увеличивается на 6-10 минут с падением
температуры на каждый градус цельсия.
Если сегодня вы работали при температуре
+20 С, а завтра она упала до +15 С, время
желатинизации может возрасти на 30-50
минут. Это означает, что настоятельно
не рекомендуется заниматься работами
со смолой, если вы не в состоянии
обеспечить на рабочем месте как минимум
+15 С. Если же температура приближается
к этой границе, следует в качестве меры
предосторожности использовать смолу
с повышенным содержанием нафтената
кобальта. Наличие лишнего кобальта
снижает срок хранения смолы до самого
минимума, поэтому хранить ее следует
при температуре не выше +20 градусов в
сухом месте.
Напоследок еще несколько
советов о катализаторах. Не пытайтесь
заменить требуемый для смолы катализатор
каким-либо другим и не забывайте добавлять
его в каждую партию. Если вы забудете
про катализатор, смола может никогда
не полимеризоваться. Если это случится
на внутреннем слое ламината, вам нужно
будет снимать все вышележащие слои и
начинать все сначала, что при отвежденных
наружных слоях может оказаться нереальным
или по крайней мере трудоемким процессом.
Попытки нанести катализатор при помощи
краскопульта или кисти приведут к
образованию на поверхности тонкой
корки, не более. Следует также добавить,
что обращение с катализатором такими
методами крайне опасно.
02.05.2024